Уважаемые коллеги, по следам прошедшего в Вольерном комплексе Кавказского заповедника 16-18 декабря 2021 года Окружного Совета САР в ЮФО и в продолжение нашего разговора о путях взаимодействия САР с обществом, властью и бизнесом, разрешите пояснение и дополнение.
Неоднократно, так или иначе, в наших дискуссиях в центре и на местах вспоминаются события десятилетней давности, которые некоторые наши коллеги трактуют как упущенные возможности, а именно, решение VI пленума правления Союза архитекторов России о том, чтобы воздержаться от вступления САР в ОНФ (общероссийский народный фронт).
Не буду повторять того, что говорилось в то время по поводу сугубо предвыборной кампании по созданию ОНФ, смешения профессиональной и политической деятельности, противоречиях Уставу САР и о личной воле каждого гражданина присоединиться к любой политической силе. Остановлюсь лишь на той, как некоторые считают, трибуне, к которой САР решил не подходить.
Время показало, что заботой ОНФ, созданного при участии правящей партии стали и остаются всем очень понятные и простые проблемы, требующие решения здесь и сейчас. Ямы на дорогах, стоимость борщового набора, доступность самых необходимых лекарств, волонтерское движение, горячие обеды, поддержка многодетных, ветхость городских сетей и тому подобные, важные направления. Как мы все знаем, проблемы расселения, грамотную градостроительную политику, искусство архитектуры и защиту культурного и исторического наследия трудно отнести к таким «горячим» направлениям, это сложная научная и творческая деятельность, требующая глубокого погружения, квалификации и специальных знаний, грамотной экспертизы и не всегда приносящая быстрые результаты. Таких тем в ключевых вопросах общественного мониторинга в уставе ОНФ нет, а цели Движения содержат только общие фразы о современных стандартах качества жизни.
Кроме этого, мы говорим о поиске статуса архитектора как профессии народного доверия, во всяком случае, такой, какой она должна быть, так же как профессия честного журналиста, врача, адвоката или учителя, в их исконном, истинном значении. Много сказано и о том, что политические силы и примкнувшие к ним фронты или объединения теряют доверие общества и граждан, зачем же усугублять ситуацию профессионалов наделенных социальной миссией?
Зачем сужать наши и так невеликие возможности партийной и фронтовой дисциплиной?
Кстати, предвыборные приемы продолжаются и сегодня, отказ четырёх из пяти лидеров федерального партийного списка и с десяток лидеров региональных списков правящей партии от депутатских мандатов очень хорошо их иллюстрирует. Такое положение и выборные методы отражаются на доверии граждан к политическим процессам и не повышают его.
Безвременье мы можем пережить, опираясь на иные силы и ресурсы, на собственный профессиональный опыт, на правильно образованную молодую смену, на активную позицию, которая должна быть взвешенной и профессиональной, нацеленной на устойчивое развитие территорий. То, что происходит в градостроительном и архитектурном законодательстве, в нормативной базе и техническом регулировании трудно назвать адекватным вызовам времени, а это, в основном, плоды политической работы, точнее, отсутствие у политических сил намерений такую работу делать. Проще отдать эти процессы на откуп бизнесу и чиновничеству, отстранить мешающих процессу профессионалов, которые, по мнению политиков, только усложняют решение поставленных задач в срок, с не понятно как и кем принятыми целями и показателями.
Давайте не называть трибуной, тем более, свободной то, что ей не является. Вернее это назвать важным доступом, например, к наградам и званиям, к материальным ресурсам, в которых нуждается наша недвижимость и уставная деятельность, связанная с разного рода мероприятиями и фестивалями. В этом нет ничего зазорного, в конце концов, у власти, распределяющей такие ресурсы, они состоят, в основном из налогов, однако, часто к доступу необходима лояльность и поддержка действий власти, а здесь, очевидно, нужно действовать осмотрительно. «Деньги я проем, а стыд останется» — говорила знаменитая Раневская, во все времена это выражение особенно подходит к работе градостроителя и архитектора — города и дома стоят долго.
Да, это сложный выбор и как председатель небольшой местной организации на четвертом сроке, отчетливо это понимаю. Однако, полагаю, что если мы думаем о том, что остаётся от нашей деятельности в наших городах и поселениях, этот выбор нужно делать в их пользу так, как понимают её профессиональные градостроители и архитекторы. Не секрет, что развитие идёт не так гармонично как нам бы хотелось, начиная с системы расселения в нашей огромной стране, антидемографической структуры и цены «нового» жилищного фонда, потери рабочих мест и заканчивая состоянием или отсутствием социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, правильней было бы назвать такое положение перекосами или даже деградацией. Особенно это заметно на территориях с высоким инвестиционным потенциалом.
Иллюзии о преимуществах плодотворного взаимодействия с политизированной, часто парализованной бизнесом властью должны закончиться, чем раньше это случиться, тем лучше.
На мой взгляд, нужно содействовать с, пусть медленно и в муках, зарождающимися движениями гражданских активистов, экологов, защитников территорий и памятников истории и культуры, неравнодушными горожанами.
Один личный пример. На совещание к Губернатору по курортным городам в марте 2020 года попал не по приглашению городской администрации, местных депутатов или ОНФ, наше экспертное мнение разрушает их благополучную картину мира, а от экологов, с которыми иногда сотрудничаем, в этот раз по приглашению «Эковахты по Северному Кавказу» (А.В. Рудомаха). После выступления по положениям Указа Губернатора о 500 метровой зоне курортов, по их структуре инвестиций, по конкретным предложениям в другие краевые нормативные акты, он лично назначил присутствующих от Анапы представителей общественности в рабочую группу для уточнения позиций и подходов. А далее была смена городской администрации, разбор объектов с признаками нарушений, решения Градостроительного Совета, работа по замечаниям к проекту генерального плана, о которых рассказывал вам на нашей встрече в Вольерном комплексе.
Мне кажется, такая коммуникация более продуктивна, свободна от политики и основывается на более широкой и глубокой базе городских и общественных отношений, чем вступление в конкретный политический блок, пусть даже и созданный по инициативе первого лица государства для контроля над исполнением его указов и поручений. И, конечно, если исполнительная власть, политические силы и профессиональные организации вступают на поле конструктивного, компетентного и эффективного диалога, такие отношения нужно развивать и поддерживать.
Готов услышать на свой неискушенный в политике взгляд аргументы иного свойства, показывающие, что трибуна ОНФ нужна, жизненно важна для нашей работы, что приоритеты десять лет назад необходимо было расставить мудрее. Или вытащить, наконец, этот скелет из шкафа, не сокрушаться более об упущенных возможностях и начать создавать новые, отвечающие современным вызовам, механизмы, инструменты и способы достижения наших уставных целей.
Дискуссия и полемика о путях поиска средств достижения целей была и будет полезна на всех уровнях, в том числе, в рамках прошедшего в Красной Поляне Окружного Совета САР в ЮФО.
Всем участникам и коллегам спасибо, извините, что пояснение не получилось коротким!
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Председатель Анапской организации Союза архитекторов России
Юрий Рыбин
21.12.21