МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОФЕССИЯ АРХИТЕКТОР. ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН»
– НИЧЕГО НЕ ОСТАЕТСЯ, КРОМЕ КАК ВЗБИВАТЬ МОЛОКО
«Кодекс профессиональной этики обязывает российских архитекторов постоянно углублять свои знания, уважать мировые достижения в области архитектуры и стремиться к их развитию и пополнению». Из пресс-релиза конференции
Состоявшееся присоединение России к ВТО стало очередным вызовом для обескровленной страны. Предупреждения специалистов были злостно проигнорированы. В аккурат по Козьме Пруткову, «вот стою на камне – дай-ка брошусь в море». Хорошо еще, коли так – существуют и иные трактовки реальных побудительных причин.
Впрочем, запоздалая – робкая пока еще рефлексия в стане власть имущих уже началась – в частности, в конце ноября на расширенном заседании Совета безопасности РФ, посвященном теме национальной безопасности и защите российских экономических интересов в свете вступления в ВТО, Председатель Совета, Президент РФ В.В. Путин призвал «понять риски и проблемы, которые у нас возникают в связи с присоединением к Всемирной торговой организации». По настоянию Президента, «Правительство должно разработать план действий по адаптации отдельных отраслей экономики к условиям членства России в ВТО». Понятно, выходить оттуда, во что вступили, никто не собирается – имеется в виду горизонт нынешнего правления. Разве что она сама развалится под ударами глобального кризиса.
В нашей профессии кто-то отдает себе отчет в пагубности, если не катастрофичности происходящего, кто-то полагает, что специфическая российская почва все перелопатит-перемелет, и «ничего у них не выйдет», кто-то думает, что все само собой образуется, полагаясь на русский «авось». Однако очевидно: если не взбивать молоко обеими лапами – наверху, в смысле – на поверхности, оказаться шансов нет. И не только у лягушки из известной притчи.
В этой лихорадочно сужающейся перспективе СА России и французская компания «Сен-Гобен» в своих внутренних устремлениях, что называется, нашли друг друга. В минувшем году руководство «Сен-Гобен» задумало переориентировать финансовые средства, ранее направлявшиеся на дежурное участие в выставках, на «настоящее дело» — какое-то резонансное мероприятие, которое оказалось бы на пике внимания российских архитекторов. Среди рассматривавшихся предложений – проф-бизнес-круиз на корабле, организация какого-либо знакового конкурса, строительствособственного объекта-артефакта в рамках одного из многочисленных модных фестивалей и др. В конце концов, остановились на проведении международной конференции, посвященной неотложным, жгучим профессиональным проблемам современности: что делать в условиях, мягко говоря, недоинституциализированности профессии и, соответственно, ее юридической незащищенности?
СА России и Московское отделение Международной Академии архитектуры поддержали этот выбор своим авторитетом.
Был скрупулезно поименован и развернут едва ли не весь спектр тем в рамках трех основных блоков – «Законодательство», «Образование» и «Практика».
Позволим себе их перечислить: в первом разделе это «Законодательство и нормативная база», «Интеллектуальная собственность и авторское право» и «Легализация проектов»; во втором – «Архитектурно-образовательные программы. Управление образованием со стороны профессионального сообщества» и «Непрерывное профессиональное образование»; в третьем – «Стандарты профессии. Роль Союза / Палаты. Система лицензирования / регистрации / сертификации», «Структура проектного бизнеса», «Страхование проектной деятельности», «Реализация проектов и полномочия архитектора» и «Архитектурные конкурсы. Критерии отбора архитектора». Как результат – логически выстроенная, сбалансированная система, в принципе подвижная, гибкая, не исключающая возможности внесения известных коррективов.
К сожалению, на конференции несколько тем выпало из обсуждения – в большинстве случаев просто не нашлись или в последнюю минуту куда-то подевались спикеры.
В настоящем номере «АВ» мы попытались восполнить это упущение – в частности, «закрыв» ускользнувшие темы интеллектуальной собственности и авторского права, стадийности проектирования и расценок на проектные работы и отбора архитектора по квалификации (QBS).
Тем самым мы попытались очертить и «застолбить» максимально возможный круг тем, который, конечно же, нуждается в последующем раскрытии, уточнении, развитии. Однако реперные точки заданы, что, собственно, и входило в планы организаторов конференции.
Архитектурный Вестник
AB 1 (130) 2013
Дмитрий Фесенко
Юрий Рыбин